?

Log in

No account? Create an account
овен

Благодаря и вопреки

Previous Entry Share Next Entry
Художник К.Н. Прозоровский-Ременников
овен
vik_sl

  Художник Кирилл Николаевич Прозоровский-Ременников родился в 1941 г. в Москве. Учился в Московском Государственном Университете на искусствоведческом факультете. В начале 60-х годов начал заниматься живописью. С 1968 года - член Московского Объеденного комитета художников-графиков. Был участником групповых выставок на Малой Грузинской в период 70-80-х годов.

  Человек необычайно гостеприимный, весёлый, щедрый, непревзойденный рассказчик и фантазёр, он поражал окружающих изысканным остроумием и прекрасным художественным вкусом, безошибочно разбираясь в стилевых направлениях, композиционных нюансах и прочих особенностях изобразительного искусства; и не столько потому, что учился на искусствоведческом факультете МГУ, сколько потому, что обладал натурой необычайно творчески одарённой. Нередко и в повседневной бытовой жизни проявлял изящную экстравагантность, любил вызывать смех, но никогда не был посмешищем, любил яркую, острую лексику, но никогда не был вульгарен. Это редкостное умение пользоваться своим врожденным артистизмом и обаянием выдавало в нём истинного интеллигента, и далеко не в первом поколении ( Кирилл был прямым потомком древнего рода князей Прозоровских ). Однако, при всей своей открытости и явном тяготении к русскому авангарду начала ХХ века, мало кто знал, что с отроческих лет его истинной любовью был Восток, точнее - древняя китайская философия.

  В основу большинства работ Кирилла Прозоровского-Ременникова легла знаменитая «Классическая Книга Перемен» Ю. Щуцкого. Это крупнейший памятник древне-китайской философии, не теряющей своего практического значения и сегодня. Главная идея, лежащая в её основе - идея изменчивости. Ещё до возникновения письменности, наблюдая смену времён года, света и тьмы, богатства и бедности, здоровья и болезни человек уловил эту идею. Диалектические представления о взаимодействии крайних противоположностей Ян и Инь легли в основу Книги Перемен («И цзин») и на этой основе была построена теория гадания о жизни и деятельности человека: идёт ли эта деятельность вразрез с ходом мирового свершения или она гармонически включается в мир, несет счастье или несчастье. Книга включает шестьдесят четыре гексаграммы, которые выражают ту или иную жизненную ситуацию во времени с точки зрения её постепенного развития. Каждая гексаграмма являет собой комбинацию из шести линий, обозначающих последовательные ступени развития отдельной ситуации. Линии бывают двух видов: цельные, символизирующие активное состояние - свет, или прерванные в середине, означающие пассивное состояние - тьму.

  В своём творчестве Кирилл Прозоровский-Ременников сделал попытку оригинального, а, может быть, и закономерного сочетания древней восточной мудрости, вобравшей в себя опыт тысяч поколений, и разнообразия жизненных и философских исканий своего времени, предлагая живописные и пластические решения глубоких философских проблем бытия. В своих работах Кирилл Прозоровский заявил о возможности использования многовековой мудрости Востока в понимании и применении в практике познавания современного мира, современного человека. Работы художника особенно интересны тем, что в них присутствует человек другой ментальности, и это прослеживается в композиционных и колористических решениях.

  Кирилл Прозоровский-Ременников рано ушёл из жизни, всего в 47 лет (скончался в 1988г.). Его творческое наследие невелико, но разнообразно и выразительно. Как у каждого художника, у него были большие творческие планы…  Глядя на его работы хочется верить - ничто не проходит бесследно и любая человеческая жизнь в её практическом, реальном воплощении - это семя. Добрая жизнь - доброе семя, а значит будут и плоды, будут продолжатели, новые сеятели на бесконечном поле перемен…

Из воспоминаний художника В.В. Калинина:
...Большой удачей моей жизни была встреча с семьей Прозоровских. ...Кирилл Прозоровский был моим соседом с рождения. Мы жили в одном доме, играли в одном дворе. Он был совсем особый - очень начитанный, умный отличник, изнеженный и слабый. Гулял всегда с бабушкой за ручку, учил иностранные языки, мало общался с дворовой шпаной, где я был "своим". По моим сегодняшним понятиям - Кира был последним барином Москвы. Когда его спрашивали: "Ты комсомолец?", он отвечал: "У меня прививка от чёрной оспы!" ...Сблизила нас, уже в отрочестве, любовь к камням, и мне становилось с ним всё интересней. Начались поездки в минералогический музей, потом путешествия в подмосковные карьеры, где мы азартно собирали красивые кварцы, кремни, окаменелости и даже полудрагоценные агаты. ...Я увлёкся резьбой, поступил в абрамцевскую художественную школу. Кира учился у внучатого племянника Барклая де Толли - Дмитрия Петровича Гриневича, замечательного художника, за изящные пороки и породистое дворянство отсидевшего 30 лет в лагерях. ...Жизнь связала нас навсегда - мы оба стали художниками. Крепко дружили в юности, дарили друг другу свои работы по случаю. ...У меня и сегодня висит одна из первых работ Кирилла "Луна ушедшего поезда", это дорогая для меня память о нём.

"Прекрасная Бухара". 1977г. Из коллекции М.М. Алшибая
Источники:
*Использованы фрагменты из любезно предоставленных мне неопубликованных воспоминаний вдовы художника Л.М. Романовой и его дочери В.К. Прозоровской-Ременниковой.
*Вячеслав Калинин. Автобиография. М., "Знание", 1991. (уточнённый и дополненный вариант текста предоставлен В.В. Калининым)